Бизнес в кризис: открытие торговых центров в регионах России

04.05.2015

Открытие торговых центров в россии в 2015

В первом квартале 2015 года в регионах России открылось 5 торговых центров суммарной арендопригодной площадью (GLA) 161 тыс. кв.м. Как и в Москве, торговые центры в регионах открывались с большой долей закрытых магазинов. В некоторых случаях открытие ТЦ по факту обозначало старт работы лишь якорного арендатора – продуктового гипермаркета (например, в СпешиLove – «Ашан Сити», в «Италмас» – «Магнит»).

По итогам квартала в новом предложении торговых центров в России зафиксирована существенная диспропорция: объем ввода торговых центров в регионах оказался меньше совокупного прироста площадей в Москве более чем в 1,5 раза (239 тыс. кв.м – показатель Москвы в Q1 2015). Совокупная арендопригодная площадь объектов, введенных в эксплуатацию в России в начале 2015 года, равна 400 тыс. кв.м GLA. Соотношение объема нового предложения между Москвой и регионами составило 60:40.

Если смотреть ретроспективно, в Q1 2009 – в самый разгар предыдущего кризиса – соотношение было похожее (54:46), однако по итогу всего года перевес оказался на стороне регионов. Похожую тенденцию мы будем наблюдать и в 2015 году. Доля Москвы, зафиксировав максимум в 2014 году, в последующие годы будет снижаться, как мы и прогнозировали ранее.

«Рынок торговой недвижимости цикличен. В «сытные» годы строится больше недвижимости, чем в кризис. Продолжительность цикла в России составляет около 5 лет. Максимальная доля Москвы в совокупном объеме ввода торговых площадей приходится как раз на кризисные периоды (2009, 2014-2015 года). Как правило, все ТЦ, заявленные к вводу в эти периоды в Москве, вводятся в эксплуатацию, закладывается же проектов меньше. В регионах объем ввода, как правило, относительно стабилен – на уровне 1-1,2 млн кв. м в год», – поясняет Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин Магазинов».

Соотношение Москвы и регионов в совокупном объеме ввода площадей

открытие торговых центров

До конца 2015 года в регионах к вводу в эксплуатацию заявлено 32 торговых центра совокупной арендопригодной площадью 1,3 млн кв. м GLA. Скорее всего, в действительности в срок будет реализовано порядка 60% от планируемого объема. Для сравнения, в Москве до конца 2015 года планируется ввести 318 тыс. кв.м GLA, что в 4 раза меньше.

«Курсовая волатильность, влияющая на стоимость строительства, и удорожание заемных средств приводят к переносу сроков реализации проектов. Ряд крупных проектов, заявленных к реализации в 2015 году, переносятся на 2016-2017 годы, некоторые стройки заморожены. По нашим данным, сроки открытия с 2015г. на 2016-2017 гг. уже передвинули, как минимум, 8 крупных региональных проектов», – рассуждает Андрей Васюткин.

новости бизнеса в кризис

Топ-Франшиза - новости франчайзинга