Договор франчайзинга

Договор коммерческой концессии или договор франчайзинга

Это юридически оформленное соглашение между франчайзером (правообладателем) и франчайзи (желающим приобрести бренд в аренду) об использовании имени компании, ее модели построения и стратегий ведения бизнеса, закрытой для свободного афиширования информации с целью получения прибыли взамен денежного вознаграждения прямого владельца бизнеса.

Плата по договору осуществляется единожды – паушальный взнос и периодически – роялти (в некоторых случаях оно может и отсутствовать). Их суммы находятся в прямой зависимости от известности бренда, его прибыльности, популярности у франчайзи и желания франчайзера.

В таблице отображены права, которые подлежат передаче по договору. Они разнятся для различных сфер франчайзинга.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии вознаграждение выплачивается в формах, устанавливаемых в договоре. В частности, можно использовать следующие формы вознаграждения:

  • Фиксированные разовые платежи
  • Фиксированные периодические платежи
  • Отчисления от выручки
  • Наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи.

Суть договора коммерческой концессии

Договор предполагает, что есть некий правообладатель, готовый сдать в аренду свою интеллектуальную собственность (разработанную бизнес-модельи марку), и покупатель услуги, готовый за нее платить.

Франчайзер диктует свои права, но и имеет ряд обязательств перед франчайзи: дать всю имеющуюся информацию по бренду, детально описать предлагаемую бизнес-модель, показать «изнутри», что представляет собой франшиза, предоставлять готовый товар или услугу на реализацию нового партнера, всесторонне помогать ему в создании аналога своего бизнеса.

Заинтересованность в этом владельца марки очевидна – расширение своего бизнеса, освоение новых рынков сбыта готовой продукции, дополнительная реклама бренду и прибыль от франчайзи.

Покупатель услуги обязуется соблюдать все требования касательно деловой репутации бренда, прописанные в договоре. А получает «раскрученное имя», опыт успешного предприятия, налаженную систему сбыта востребованной продукции, минимальные риски относительно стабильности бизнеса и прибыль от него.

Правомочность договора коммерческой концесии

  1. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
  2. Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.

Права и обязанности пользователя по договору коммерческой концессии

Основными обязанностями пользователя по договору коммерческой концессии являются:

  1. Использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения в соответствии с указанным в договоре коммерческой концессии образом.
  2. Обеспечение соответствия качества производимых им товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг аналогичным товарам, работам или услугам правообладателя.
  3. Соблюдение инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав аналогично использованию этих прав правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых для реализации правомочий по договору коммерческой концессии.
  4. Оказание покупателям и заказчикам дополнительных услуг, которые оказал бы правообладатель в данном случае.
  5. Неразглашение секретов производства правообладателя и иной, полученной от него, конфиденциальной информации.
  6. Информирование покупателей и заказчиков наиболее очевидным для них способом о факте использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии.
  7. Предоставление оговоренного количества субконцессий, если данная обязанность установлена договором.

По сделке на покупку франшизы может быть составлено 2 типа соглашений

Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. 

Основная разница между данными договорами в том, что договор концессии передает как право на использование товарного знака, так и право на использование фирменного наименования и (или) коммерческое обозначение, а также другие  объекты исключительных прав, в то время как договор лицензии передает право только на использование товарного знака.

topfranshiza.ru - франчайзинг в России и СНГ

Копирование материалов допускается при наличии гиперссылки на первоисточник