Лицензионный договор как франчайзинговый договор

Лицензионный договор во франчайзинге: его специфика и возможности

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. На данный момент законодательно не существует понятия "франчайзинговый договор" - только лицензтонный договор или договор коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение (роялти) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии предусматривает:

  • использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть:

  • коммерческие организации
  • граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обязательное условие для заключения договора франчайзинга – предпринимательская деятельность и использование прав, подлежащих передаче, в своей коммерческой деятельности.

Государственная регистрация договора франчайзинга обязательна – в России этот вопрос регламентируется ГК.

Государственная регистрация договора осуществляется тем органом, который регистрировал правовладельца 

По сделке на покупку франшизы может быть составлено 2 типа соглашений:

  • франчайзинговое (договор коммерческой концессии);
  • лицензионное (лицензионный договор).

Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Первое - договор коммерческой концессии - предполагает договоренность, по которой франчайзер, помимо передачи бренда в аренду, предлагает готовую модель бизнеса, знакомит со спецификой и нюансами работы компании, оказывает всестороннюю помощь в налаживании дела по франшизе. Но и плата за такие услуги будет соразмерной.

Предметом договора коммерческой концессии в соответствии со ст. 1027 ГК РФ является передача комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, принадлежащих правообладателю для его использования в определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществлению иной торговой деятельности). Под комплексом имущественных прав понимается исключительное право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарные знаки и знаки обслуживания и другие объекты исключительных прав.

Статья 26 Закона N 3520-1 устанавливает, что право на использование зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Таким образом, основная разница между данными договорами в том, что договор концессии передает как право на использование товарного знака, так и право на использование фирменного наименования и (или) коммерческое обозначение, а также другие  объекты исключительных прав, в то время как договор лицензии передает право только на использование товарного знака.

Второе – по лицензионному договору – более быстрое по заключению, простое по реализации и менее длительное по использованию. Оно предполагает лишь аренду бренда по своему усмотрению, без каких-то жестких требований со стороны владельца бизнеса (за исключением сохранения престижа марки), но и без передачи готовой модели и секретов бизнеса. Цена по нему будет на порядок ниже, чем в первом случае.

Существенным преимуществом первого является большая защищенность бизнеса, второго – отсутствие жестких ограничений по его ведению.

И в том, и в другом втором случае требуется разработка франшизы. Она всегда нуждается в составлении набора определенных документов. Его называют франчайзинговый пакет.

В практике существуют типовые договоры концессии и лицензии, которые могут быть использованы Вами при оформлении взаимоотношений с франчайзи. Вы можете познакомиться с примерами таких договоров здесь:

Состав пакета документации по франшизе:

  • Цели, задачи и концепция бизнеса.
  • Контингент, кому предназначена продукция, производимая брендом.
  • Модель бизнеса, особенности реализации продукта или услуги.
  • Стратегии по продаже и рекламе продукции.
  • Подготовка персонала.
  • Показатели окупаемости бизнеса.
  • План расчетов (паушальный взнос и роялти).
  • Срок действия и условия продления договора.
  • Обязанности и права франчайзи и франчайзера.
  • Неукоснительные для соблюдения франчайзи требования.

Как итог, можно сказать, что лицензионный договор предполагает большую свободу и самостоятельность лицензиата (пользователя) в использовании переданных исключительных прав.

topfranshiza.ru - франчайзинг в России и СНГ

Копирование материалов допускается при наличии гиперссылки на первоисточник