Подводные камни российского франчайзинга

О франчайзинге - российские реалии 

Свое начало франчайзинг берет в Соединенных Штатах Америки, где появился он более ста лет назад. Сегодня в США уже имеется четко сформулированное законодательство, юридически регулирующее отношения франчайзи и франчайзеров, чего, к сожалению, нельзя сказать о России.

Из-за отсутствия подобного документа, в нашей стране можно найти достаточно большое количество недобросовестных концепций и мошенников, которые наживаются на незнании потенциальных франчайзи.

Спикер: директор по франчайзингу Domino's Pizza Олег Юдин​

Работа франчайзи и франчайзеров, любая их деятельность контролируется только 54-й главой Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о договоре коммерческой концессии, а она лишь частично связана с франчайзингом. 

Помимо отсутствия надлежащего закона, в России также нет и регулирующего деятельность франчайзеров исполнительного органа, который имел бы полномочия закрывать сомнительные и недееспособные проекты, тем самым предотвращая мошенническую деятельность. Российская Ассоциация Франчайзинга помогает франчайзи, компенсируя своей деятельностью отсутствие уполномоченного органа, оказывая им поддержку и помогая развиваться, однако стоить помнить, что РАФ не является официальным инструментом регулирования.

Такая ситуация служит причиной нечестного ведения бизнеса для многих франчайзеров. Начинающие предприниматели доверяют обещанным срокам возврата инвестиций и высокой рентабельности и попадаются в ловушку обманщиков. Обстановка в целом похожа на рынок США в конце ХХ века. Так, Российская Ассоциация Франчайзинга располагает данными, согласно которым в России на настоящий момент имеется более двух с половиной тысяч франшиз, минимум половина из которых является поддельными. 

Развития франчайзинга в экономический кризис. Преимущества франшизы

Однако все сказанное выше не означает того, что бизнес по франшизе вести не выгодно, напротив. Как это ни парадоксально звучит, однако наиболее благоприятной почвой для развития франчайзинга является экономический кризис, который наблюдается в нашей стране в последние годы.

Предпринимателям совсем не выгодно рисковать, открывая частный бизнес, намного проще и безопаснее приобрести уже проверенную временем и экспертами бизнес-модель с мировым именем и стабильной прибылью. Открывая что-то самостоятельно в период экономического кризиса, вы практически обрекаете себя на неудачу — концепция не окупается, ресторан скорее всего закрывается без надежды на то, чтобы окупить хотя бы затраченные на открытие средства. Подобные случаи нередко встречаются и вне кризисного времени.

Приобретая сильную франшизу, вы страхуете себя от банкротства. В этом и заключается одно из главных преимуществ франчайзинга перед собственным бизнесом — гарантированная устойчивость. Если говорить о франшизе Domino’s Pizza, то она способна держаться на рынке десятками лет. Такая надежность помогает компании занимать достойную позицию на рынке общественного питания уже очень много лет подряд. 

У российского рынка есть своя особенность — это тенденция брендов занять господствующее положение, не оставляя места при этом для собственных концепций. Отсюда мы видим второе преимущество приобретения франшизы. В такой среде маленьким частным брендам достаточно тяжело выживать — они просто не способны конкурировать по понятным причинам, что вынуждает их в итоге покинуть рынок. Можно отметить, что в столице это развито особенно сильно. 

Открытие собственной концепции, помимо индивидуальных нюансов, также требует вложений в маркетинг, в операционную поддержку, в IT и HR. Однако приобретая франшизу все эти обязанности перекладываются на плечи франчайзера — на вас уже работает профессиональный штат экспертов, который будет сопровождать каждый этап открытия, — от выбора места, оснащения оборудованием и мебелью, до подбора персонала, тренингов и экономических расчетов.

Несмотря на все сложности, франчайзинг в России продолжает активно развиваться. Для его полноценного здорового развития в стране потребуются изменения на уровне закона, что уменьшит количество нечестных франчайзеров. Конечно, и при наличии контроля можно столкнуться с неудачами, так как предпринимательская деятельность всегда состоит из взлетов и падений. Однако предостеречь себя от неприятностей можно благодаря банальным и всем известным методам: консультации со специалистами, изучению рынка, поиску успешной компании и ответственного франчайзера.

Топ-Франшиза - эксперт по франчайзингу в России