Суть франчайзинга

Суть франчайзинга

Франчайзинг как форма отношений.

Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

Фактически, франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

  • с соблюдением определенных качественных характеристик;
  • с применением обусловленных технологий;
  • по разработанной схеме;
  • в четко установленном месте;
  • под определенным товарным знаком.

В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.

Одним из ключевых понятий в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.

Обязанности сторон во франчайзинге:

Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж, а поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по своему фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером.

Именно поэтому для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзинговой сети франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом не нарушается экономическая и юридическая самостоятельность франчайзи. В целом, во франчайзинговом соглашении оговариваются обязанности как франчайзера, так и франчайзи.

Обязанности франчайзера:

  • передача прав на использование торговой марки;
  • разработка единой документации и передача пакетов документов, включая описания ноу-хау, технологий ведения бизнеса, производственных стандартов и секретов;
  • обеспечение постоянной поддержки на этапе открытия бизнеса (поиск места расположения, осуществления маркетинговых исследований, покупка и аренда земельных участков, строительство и аренда зданий, оснащение помещений, разработка концепции и архитектурного решения, консультация по оформлению франшизной точки, проведение промо-акций, помощь в подборе персонала и его обучении и т.д.);
  • обеспечение постоянной поддержки.Франчайзер должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию франчайзера;
  • заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. Франчайзер, как правило, имеет возможность вести переговоры с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования на более выгодных условиях. Полученные таким образом скидки позволяют франчайзи значительно уменьшить свои затраты;
  • проведение регулярного контроля качества работы франчайзи.

Обязанности франчайзи:

  • выплата первоначального и регулярных взносов;
  • соблюдение стандартов и технологий франчайзера;
  • приобретение или аренда оборудования, соответствующего стандартам ведения бизнеса франчайзера;
  • обеспечение соответствия качества производимых на основании соглашения товаров, выполняемых работ или услуг уровню качества, предоставляемого непосредственно самим франчайзером или стандартам качества, определенным им;
  • предоставление клиентам всех дополнительных услуг, на которые они могли бы расчитывать со стороны непосредственно франчайзера;
  • информирование клиентов наиболее очевидным способом об использовании фирменного наименования и товарного знака или других способов индивидуализации компании-франчайзера в рамках франчайзингового соглашения;
  • неразглашение секретов производства франчайзера и другой полученной от него информации конфиденциального характера;
  • предоставление субфранчайзинга, если это предусматривается по франчайзинговому соглашению;
  • выполнение разработанных франчайзером программ развития бизнеса.

Цена франчайзинга:

Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:

  • начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет 5-10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;
  • периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления (роялти, сервисная плата) – в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг;
  • плата за рекламу – платежи в общий рекламный фонд франшизной системы (отдельная строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);
  • дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные франчайзинговым соглашением.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.

Эксперты рекомендуют акцентировать внимание на величине совокупных затрат, необходимых для открытия франшизной точки. Для большинства франчайзинговых сетей мира этот показатель находится в диапазоне от $20 000 до $1 000 000, в зависимости от типа франшизы, сферы бизнеса, прав на недвижимость и земельный участок (аренда или приобретение в собственность). В среднем объем инвестиций, необходимый для создания одной франшизной точки, включая стоимость недвижимости, составляет около $320 000.

topfranshiza.ru - выгодные франшизы России и СНГ.