Состояние франчайзинга в России
Франчайзинг в России развивается с начала 1990-х годов, когда появились несколько отечественных компаний-франчайзеров (преимущественно в сфере общепита). Некоторые считают годом рождения российского франчайзинга 1993-й, когда компания «Баскин Робинс» (Baskin Robins) продала первую франшизу в России.
На начало 2009 года в стране работало порядка 450 франчайзеров. В течение почти 10 лет рост их числа происходил плавно, однако начиная с 2004 года отмечается бурное развитие франчайзинга, и, соответственно, увеличение количества франшиз.
Распределение по сферам бизнеса в целом повторяет ситуацию в Украине:
Самыми известными в России франчайзинговыми компаниями являются Subway, Ростик’с/KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage, крупные нефтяные компании (джобберские сети). Многие российские франчайзеры имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах. В этом плане экспансия российского франчайзинга за рубеж выражена намного сильнее, чем, скажем, украинского.
РАФ
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году. Председатель Совета директоров — Александр Майлер. Ассоциация является членом World Franchise Council — Всемирного Совета по франчайзингу.
РАФ занимается содействием в продвижении бизнеса членов ассоциации и их интересов перед государственными и прочими организациями, популяризацией франчайзинга. Организовывает и принимает участие в тематических выставках и конференциях, издает путеводители по франчайзингу, ведет он-лайн-каталог франшиз «Вселенная франчайзинга». Членами ассоциации является более 40 компаний.
Нормативные документы по франчайзингу
Единственным нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54-я глава Гражданского кодекса, и в этом плане сходство украинского и российского франчайзинга проявляется наиболее сильно. В марте 2009 года РАФ утвердила свои предложения по изменению 54-й главы ГК, которые призваны исправить наиболее существенные проблемы текущей редакции: терминологию, вопросы регистрации договоров, порядок раскрытия информации и т.д.
Специализированные журналы о франчайзинге в России
Из специализированных изданий о франчайзинге в России имеется только журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России». Зато в отличие от Украины, российские деловые СМИ пишут на тему франчайзинга чаще и лучше (к примеру, газета «Коммерсант», журналы «Секрет фирмы», «Управление компанией»). Кроме того, за последние годы в России было выпущено несколько книг о франчайзинге.
Выставки франчайзинга в России
Крупнейшей выставкой по франчайзингу на просторах СНГ, стран Балтии и Восточной Европы вот уже 7-й год подряд является BuyBrand (проводится в сентябре в Москве). Конференции и семинары на тему франчайзинга проходят повсеместно, и не только в столице. Кстати, эксперты отмечают, что региональный франчайзинг особенно сильно развит в Пермском и Краснодарском крае, а также в Республике Татарстан.
Консалтинговые услуги в области франчайзинга
В России развита сфера консалтинговых услуг в области франчайзинга. Наиболее заметными игроками этого рынка являются компании «Магазин готового бизнеса — Deloshop» и «FRANSH Стратегия роста». Они также развивают и самые известные порталы по франчайзингу в рунете.
topfranshiza.ru - покупка и продажа франшиз в России и СНГ